По словам Эвелины, кризиса как такового нет – ожидают небольших корректировок цен (5‒10 %), и, поскольку рынок закрытый и информации практически нет, эти цифры можно считать погрешностью. Обусловлена же эта ситуация не только нестабильной экономической и политической обстановкой в России, но и определенным взрослением рынка: хотя спрос остается высоким, бизнесмены просто перестали скупать землю без разбору и где попало. Поэтому многие сделки тормозятся из-за того, что участки не готовы к возросшим требованиям покупателей.
Представители общепита стали более разборчивы в выборе земельных участков
Это в основном касается больших участков и крупных игроков, конкуренция между которыми в последнее время усилилась: общепит активно выходит за МКАД. Теперь на дорогах можно увидеть не только McDonald's, но и Burger King и KFC; говорят, что о формате drive through подумывает и «Теремок». Итак, каким же требованиям должна соответствовать коммерческая земля?
Важные характеристики земельного участка, приобретаемого под общепит:
- хорошая видимость и высокий автомобильный трафик (от 20 000 автомобилей в сутки), подразумевающие размещение заведения исключительно на первых линиях вдоль дороги. Участок не должны закрывать деревья, любые другие здания или иные объекты;
- разворотные площадки и парковка для посетителей, а также согласованный прямой въезд/выезд с прилегающей магистрали;
- отсутствие высотных ограничений, необходимое для установки пилонов (рекламных конструкций высотой от 15 метров). Поэтому, например, на участке не должно быть линий электропередач;
- электрическая мощность от 150 кВт. Если подвести газ, потребность в электричестве снижается примерно до 100 кВт;
- возможность подключения горячей и холодной воды, а также наличие канализации.
Таким образом, основной задачей девелоперов сейчас становится подготовка участка, которая минимизирует временные затраты клиентов от заключения сделки до выхода на строительство.