О позиции властей рассказал руководитель столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. По его словам, «рынок сам должен регулировать цены». При этом москвичи уже отмечают, что, несмотря на наличие «санкционных» продуктов, некоторые рестораторы уже подняли цену на ряд блюд.
«В ресторанах цены мы не мониторим, ‒ сказал Алексей Немерюк. ‒ Рынок есть рынок, и он сам регулирует цены. Мы отслеживаем только стоимость основных видов продовольствия и тех товаров, которые попали под запрет в сетевых и несетевых магазинах, на рынках и ярмарках».
Он напомнил, что Минпромторг поручил всем субъектам РФ мониторить цены по 40 товарным группам (27 их них запрещены к ввозу в Россию, 13 являются социально значимыми). Если Москва зафиксирует значительный рост цен на эти товары, меры реагирования будут обсуждаться вместе с федеральным правительством.
По мнению экспертов, если закупочная стоимость продуктов резко вырастет, рестораны будут вынуждены увеличить цены на блюда в среднем на 5–10 %
Между тем москвичи уже замечают, что меню и цены в ресторанах начали меняться в связи с санкциями. В ресторане «Траттория Венеция» в Столешниковом переулке еще недавно можно было купить пасту с пармезаном за 390 рублей, теперь паста подается за ту же цену, но уже без пармезана. «Санкционный» сыр к основному блюду можно купить за дополнительные 60 рублей. «У нас нет запасов пармезана, — пояснили в заведении. — Мы его приобретаем каждый день, иначе он будет «залеживаться», а поставщики подняли закупочную стоимость. Многие рестораны приняли такое решение, не только наша сеть. Некоторые же вообще отказались от этого сыра».
По мнению экспертов, если закупочная стоимость продуктов резко вырастет, рестораны будут вынуждены увеличить цены на блюда в среднем на 5–10 %. «Если поставщики повышают цены, то ресторан, в свою очередь, не может их не поднять, ‒ сказала гендиректор консалтинговой компании Restcon Елена Перепелица. ‒ Рассмотрим пример. Допустим, за неделю поставщики увеличивают цену на 30 %. В среднем общая сумма, которая у ресторанов идет на закупку продуктов, составляет около 30 % от их выручки. Когда на эту часть поднимается цена, то это «съедает» часть выручки ‒ примерно 10 %. Тогда ресторан будет вынужден поднять стоимость блюда, но не на 30 %, а где-то на 5–10 %.
По словам эксперта, для некоторых ресторанов даже небольшое уменьшение выручки может стать критичным. «Повышение закупочных цен в первую очередь будет бить по недорогим заведениям, потому что у них наценка на продукты меньше, ‒ полагает Елена Перепелица.
Впрочем, эксперты не исключают, что повышение цен продиктовано не дефицитом тех или иных продуктов, а желанием рестораторов получить повышенную маржу. «Санкции только объявили, никакого дефицита еще нет, но некоторые рестораторы уже сейчас хотят получить сверхприбыль, — отмечает один из рестораторов. — Когда все говорят о санкциях, на них можно списать всё, в том числе и подорожание блюд».