Ослабление курса рубля относительно основных мировых валют привело к пересмотру многими россиянами планов на отдых за пределами страны, при этом речь скорее идет не о повальном отказе от отдыха, например в новогодние праздники, а о переориентации россиян на отдых внутри страны.
Увеличившийся внутренний спрос позитивно отразится на отелях во многих российских дестинациях. Хочется верить, что вектор на развитие внутреннего туризма не будет лишь краткосрочным всплеском, а станет тенденцией, ведь в России огромное количество мест, достойных внимания. И пусть на сегодняшний момент уровень турпродукта и инфраструктуры где-то не дотягивает до современного мирового уровня, увеличение турпотока должно стать мотивирующим фактором для развития инфраструктуры.
С другой стороны, ослабление рубля оказывает влияние на привлекательность российских отелей для иностранных граждан, поскольку рублевые цены на размещение в отелях по большей части остались неизменны. При сворачивании внешнеполитического курса ряда стран мира, направленного на определенную изоляцию России, мы имеем все шансы на рост потока гостей из-за рубежа.
Добавлю, что облегчение визового режима и появление в России практики возврата НДС иностранцам, приобретающим товары свыше определенной суммы (tax free shopping), могли бы стать дополнительными стимулирующими факторами.
Текущая финансовая ситуация предоставляет еще одну возможность – развитие российских управляющих компаний. Не секрет, что мировые гостиничные операторы, с одной стороны, не вкладывают свои средства в объекты на нашем рынке, участвуя в проектах, финансируемых российскими инвесторами и при этом получая вознаграждение на всех этапах, причем в валюте. Таким образом, рублевая стоимость услуг западных операторов существенно выросла при том, что традиционные для них туристские потоки на данный момент уменьшились, что в совокупности приводит к росту интереса со стороны инвесторов к российским операторам. Это непременно станет стимулирующим фактором для развития индустрии, поскольку на территории такой огромной страны, как Россия, есть масса уголков, которые иностранные операторы не рассматривают для себя в качестве приоритетных или перспективных, а вот для российских операторов они могут быть вполне интересны.
Развитие отечественных операторов станет не только правильным и логичным следствием, укрепит и позволит развивать локальные бренды, но и может стать основой для широкого развития франшизных гостиничных проектов, испытывающих в настоящий момент очевидный дефицит национальных операторов.
Еще одной тенденцией становится развитие внутреннего туристского рынка в России. И пусть на сегодняшний день у туризма не появился единый государственный орган управления (в виде Министерства по туризму), хочется верить, что со стороны руководства страны соответствующие выводы о потенциале внутреннего туризма будут сделаны. Примеры ряда регионов, где региональные министерства по туризму были сформированы, демонстрируют устойчивый рост показателей внутреннего туристского потока.
Последние годы мы видим устойчивую тенденцию к сокращению рынка традиционных организованных туров в пользу электронных каналов продаж, позволяющих зачастую сэкономить как на перелете, так и на проживании в отеле.
Очевидно, что рынок электронных продаж в гостиничном бизнесе будет расти и завоевывать все большую и большую долю. Одновременно осмелюсь предположить, что часть туроператоров, которые были сосредоточены исключительно на выездном туризме, ввиду сокращения потоков, а также сложностей со страхованием и гарантированием туроператорских лицензий для выездного туризма начнут более активно заниматься рынком внутреннего и въездного туризма.
В наступающем году рынок по-прежнему будет испытывать кадровый голод, что связано как с относительной молодостью российской индустрии гостеприимства, так и с очевидными проблемами в образовании (формальность дипломов, устаревшие и абсолютно теоретические методы преподавания, отсутствие обширной практики). На сегодняшний момент можно констатировать, что разработкой современных систем обучения на базе прикладного бакалавриата занимается всего несколько ВУЗов.