На рынок стрит-ретейла и состав арендаторов на улицах в центре Москвы влияют различные внешние факторы. Среди них благоустройство по программе «Моя улица», запрет на парковки и создание пешеходных улиц, а также снижение покупательной способности населения
Основными тенденциями стали увеличение доли общепита и демократизация состава арендаторов на главных торговых улицах столицы.
На Садовом кольце некоторые участки стали оживленнее после проведенной реконструкции, что повлекло за собой увеличение объема общепита с 24 % до 27 % в целом по магистрали.
Новый Арбат — пример улицы, на которую прошедшая программа оказала позитивное влияние, правда, частично. «Создание парковочных карманов привлекло автомобилистов, на улице вырос и пешеходный трафик. На этом фоне увеличилось количество точек общепита — с 36 % до 42 % в среднем. Позитивные изменения произошли на нечетной стороне магистрали, где свободных помещений мало, тогда как четная не пользуется особым спросом — новые точки не открываются, вакантность высока, что поддерживает долю свободных помещений в среднем по улице на уровне выше 10 %», — поясняет руководитель отдела стрит-ретейла компании JLL Екатерина Подлесных.
«Благодаря тяготению столичных улиц к недорогой еде и импульсивным малобюджетным покупкам мы видим уже наступившую демократизацию профилей улиц, теперь больше ориентированных на пешеходов, нежели на более состоятельных автомобилистов, и прогнозируем ее усиление», — комментирует директор направления стрит-ретейла Knight Frank Виктория Камлюк.
Главным и лидирующим по всем показателям сегментом уличной торговли, который перетянул на себя основной спрос, за последние пару лет стал общепит. На него, по данным Knight Frank, приходится более 40 % площадей формата стрит-ретейл внутри ТТК. Данный сегмент лидирует уже три года.
Значительное позитивное влияние «Моей улицы» в компании JLL отмечают на Никольской: после реконструкции и чемпионата мира там стало значительно больше точек общепита, и все заведения в целом хорошо зарабатывают. Эта улица прежде не была ресторанной, в середине 2016 года заведения питания составляли 29 % арендаторов, тогда как по итогам первого полугодия 2019-го — уже 42 %, а на Большой Дмитровке — 45 %.
«Политика городских властей по переcадке жителей Москвы на общественный транспорт и дальше продолжит оказывать значительное влияние на "упрощение" профиля арендаторов, причем не только на Кутузовском, но и на других проспектах города», — прогнозирует Виктория Камлюк.