Ценовая дискриминация
Американская Subway Russia LLC (в России представлена дочерним ООО «Сабвэй Раша Сервис Компани») в конце июня 2014 года получила письмо от шести своих партнеров — субфранчайзи марки («Саб Альянс», «Сабвэйлэнд», «Вектор М1», «Здоровое питание», ИП Андрианов А.М. и ИП Кузнецов И.А.), в котором они утверждают, что навязанные им по лицензионному договору закупочные цены невыгодны по сравнению с ценами других операторов фастфуда. Эти шесть компаний совокупно владеют примерно 80 ресторанами Subway в Москве и Московской области (это примерно 12 % российских ресторанов сети).
В письме франчайзи требуют устранения «ценовой дискриминации» при закупках продукции Pepsi и Efes, а также просят компенсировать им недополученную прибыль. С 17 июня и до тех пор, пока проблема не будет полностью решена, они замораживают выплату роялти и прочие платежи, прекращают отправлять еженедельный отчет об инвентаризации и продажах и не допустят в свои точки консультантов Subway Russia.
Не закупать продукцию PepsiCo или Efes франчайзинговые Subway не могут: эти производители — стратегические партнеры Subway Russia
Совладелец компании «Саб Альянс» (43 ресторана) Вадим Севрюков рассказал, что в руки недовольных франчайзи попали накладные на поставку Pepsi и Efes в другие сети; сравнив их с собственными, они обнаружили, что работают по завышенным ценам. «Поразительно, что для одной из крупнейших сетей России цены оказались выше, чем для меньших игроков рынка», — говорит Севрюков. Он утверждает, что, к примеру, сиропы и газированная вода 7UP от Pepsi отпускались Subway примерно втрое дороже, чем конкуренту — компании KFC. Закупочные цены на пиво от Efes также не выдерживали сравнения, добавляет Севрюков.
Связаны обязательствами
Не закупать продукцию PepsiCo или Efes франчайзинговые Subway не могут: эти производители — стратегические партнеры Subway Russia. Генеральный франчайзи гарантирует этим поставщикам, что рестораны будут выступать рекламной площадкой для их продукции (например, каждая точка должна отдать один из дисплеев под рекламу компании-партнера). Взамен поставщик обязуется отпускать продукцию по лучшей цене либо по цене не выше, чем для своих крупнейших партнеров на том же рынке. По словам Севрюкова, Efes выплатила Subway Russia «маркетинговый» платеж в несколько миллионов долларов.
Президент и совладелец Subway Russia Джеймс Генсингер подтвердил, что правила для лицензиатов действительно таковы: они должны закупать продукцию одобренных поставщиков, это связано с особенностями ресторанного рынка. «Франчайзи обратили наше внимание на то, что они получают невыгодные цены от нашего долгосрочного партнера Pepsi, и мы заверили их, что мы разберемся в ситуации и решим ее», — сообщил президент и совладелец Генсингер. Сейчас, по его словам, с Pepsi ведутся переговоры. «Как только мы разберемся с текущей проблемой, мы начнем переговоры с компанией Efes», — заверяет Генсингер.
Он подчеркнул, что Subway Russia работает в соответствии с законами: ее сотрудникам хорошо известно, что практика откатов незамедлительно приведет к отзыву франшизы на Россию со стороны Doctor’s Associates (владеет брендом Subway). Генсингер также заявил, что остановка выплат роялти неприемлема: франчайзи должны перечислять их до 10-го числа каждого месяца. «Нарушение контракта с нами из за того, что Pepsi нарушает свой договор, неприемлемо, нелогично», — пишет Генсингер, он обещает востребовать задолженность через суд.
Компания PepsiCo не ответила на вопросы РБК, объяснив, что не комментирует коммерческие отношения с партнерами. Efes не ответил на запрос РБК.