C каждым годом ситуация на рынке труда меняется, неуклонно возрастает дефицит шеф-поваров. Причем после взлета доллара и евро стало невыгодно работать с экспатами, и тренд идет в сторону востребованности отечественных шефов
– Привет, Катя, ищем молодого, но очень талантливого и уже известного шеф-повара. Он должен быть успешным и знать современные тенденции кухни. Желательно, чтобы было не сильно дорого.
– Нам нужен шеф-повар – веган и сыроед, он должен быть с бородой и с татуировками, быть крутым руководителем и уметь вкусно готовить.
– Катя, найди кошерного шеф-кондитера.
Так звучат обычные заказы от рестораторов.
Раньше основным инструментом поиска являлось размещение объявлений в интернете. После публикации каждой вакансии практически всегда следовал шквал звонков и писем. Помню, один раз за сутки пришло 1200 резюме. Хотя количество кандидатов, отобранных после телефонного интервью и собеседования в агентстве, было невелико. Сейчас на свободном рынке практически нет специалистов, подбор которых заказывают кадровым агентствам, поэтому в 99 случаях из 100 начинается охота за головой шеф-повара.
Дело упрощается, когда заказчик называет конкретные рестораны, откуда хочет заполучить «звезду». Услышав имена, хедхантер начинает охоту.
Однако знать фамилию и контактный номер не всегда достаточно. Шеф-повара – это отдельная каста, в которую просто так не попадешь. Нужно быть своим, говорить на их языке, любить то, что они любят, и быть на одной волне с ними.
Мотивация у каждого своя: одного интересует большая зарплата (самый простой вариант для начала коммуникации и ведения переговоров), для другого важна слава и главная роль, кто-то устал быть в тени именитого бренд-шефа (тогда это тоже несложная задача).
Трудности начинаются тогда, когда шеф-повара интересуют не деньги, а возможность создавать свою кухню, не оглядываясь на тенденции и моду. Такие мастера, конечно же, самый лакомый кусочек для рестораторов – и самая сложная добыча для охотников.
– Алло, Гоша? Меня зовут Катя, я...
Такой звонок не сработает, особенно если ваш заказчик не раскрученный ресторатор – неизвестные работодатели всегда пугают кандидатов. Шеф-повар должен впустить вас в свой круг общения. Чтобы быть на одной волне, нужно постоянно отслеживать информацию о тенденциях рынка, посещать рестораны, Omnivore и другие мероприятия. В ход идут практически все средства: начинаешь искать общих друзей и знакомых, подключаешь ресторанных критиков, поставщиков продуктов, оборудования и т. д., чтобы донести информацию о себе через близкого и знакомого ему человека. Был случай, когда я добивалась внимания шеф-повара два месяца, дарила подарки его жене на день рождения, приходила на вечеринки, где он был, ведь алкоголь сближает и позволяет раскрыть потаенные мотивы кандидатов.
Дальше начинается один из самых сложных и непростых этапов – переговоры с заказчиком. Если шеф-повар «доведен» до тестинга (проведения дегустации), это еще не значит, что контракт в кармане. Кандидату и заказчику нужно понять, насколько они сработаются вместе, какой бюджет требуется на оборудование кухни и пиар, и такие обсуждения могут затянуться и на недели, и на месяцы. В этом процессе роль хедхантера – выступать в роли дипломата, чтобы учесть интересы той и другой стороны, сглаживать острые углы, не вредя ни заказчику, ни кандидату.
Был случай, когда на финальной стадии переговоров мне пришлось отговорить шеф-повара от трудоустройства, так как заказчик выдвинул некомфортные условия контракта для кандидата, что повлекло бы в будущем его демотивацию и увольнение из ресторана. Не получив сиюминутную выгоду, я сделала вклад в отношения: завоевала доверие и дружбу одного из лидирующих шеф-поваров и сохранила клиента, подобрав другого шефа.
Удачной охоты!