По воле короля
Во Франции одним из первых ценителей чая был Людовик XIV, – врачи рекомендовали ему этот напиток для улучшения пищеварения. В 1660 гг. Король-Солнце снарядил чайную экспедицию в Азию и на Мадагаскар, участниками которой и стали братья Николас и Пьер Марьяж, ранее занимавшиеся перевозкой восточных специй. После этого путешествия четыре поколения Марьяж объединило общее дело – оптовые поставки чая во Францию.
В конце XIII – начале XIX веков семейный бизнес вел Жан Франсуа Марьяж. Он стал торговать чаем, специями и другими колониальными товарами в Лилле, одном из наиболее развитых городов Франции. Затем дело перешло к его детям – в 1845 году сыновья Франсуа, Эмиль и Агуст зарегистрировали в Париже компанию «Агуст Марьяж и компания».
Спустя какое-то время за семейную компанию взялись внуки Анри и Эдуард Марьяж, заключившие эксклюзивные контракты на поставки чая из Китая и Цейлона. В 1860 году они открыли в Париже, на улице Бур Тибур, магазин A la Porte Chinoise, где продавали товары из Азии. Особую популярность у парижской богемы завоевал китайский чай.
Вскоре компания была переименована в Mariage Freres и стала поставлять в отели и чайные салоны Парижа листья высшего сорта, выращенные на собственных или взятых в аренду плантациях Индии, Китая, Мадагаскара и Южной Америки.
Истинную славу чайному дому принесли купажи. В 1860 году в Mariage Freres придумали Chocolat des Madarins – чай с нотами шоколада, а затем и эксклюзивный купаж «Царь Александр», который, говорят, пользовался большой популярностью при русском дворе.
В 1901 году родилась Марта Коттин, ставшая последним представителем чайной династии Марьяж. В 1982 году, за год до своей смерти, она передала управление бизнесом двум энтузиастам. Ими стали голландец Рихард Буэно (его дед владел чайными плантациями в Индонезии) и таец Китти Ча Сангмани (его отец был собственником фруктовых плантаций возле Бангкока).
Чайные гуру
Новые владельцы изменили бизнес-концепцию компании, решив развивать не оптовое, а розничное направление. К 1999 году в Париже были открыты 4 магазина. Получившее известность имя помогало получать все новые контракты, брать в аренду наиболее ценные чайные плантации по всему миру. Ассортимент расширился до 250 видов чая. При этом семейные традиции Марьяж были продолжены.
Все этапы производства чая: сбор, обработка, транспортировка, расфасовка, доставка, – до сих пор осуществляются без посредников. Как и прежде, Mariage Freres выступает новатором в вопросах производства и работы с чаем. Взяв за основу винную терминологию, специалисты компании составили собственный словарь характеристик чая и предложили рекомендации по завариванию разных сортов. В книге The French Art of Tea они рассказывают о чаях из 35 стран мира.
В 2000-х, после того как Ричарда Буэно не стало, Китти Ча Сангмани инициировал открытие магазинов в Японии – началась, так скажем, мировая экспансия. Россию владелец не рассматривал как интересный рынок, но семейная пара Анна Соколова и Даниил Розенталь сделали все, чтобы их любимый чай появился на родине, в Москве.
В монобрендовом корнере Mariage Freres на цокольном этаже ЦУМа представлено более 100 купажей чая. Особая гордость владельцев – чаи с различными натуральными ароматами. Например, высокогорный дарджлинг высшего сорта Rose D’Himalaya обладает ароматом розы, благодаря соседству чайных деревьев с кустами роз.
Каждый год компания изобретает новые купажи и выпускает новинки к праздничным датам – к Пасхе, Рождеству или Дню святого Валентина.
Лучшее – для гостей
Во Франции чай Mariage Freres подают в премиальных ресторанах, в бизнес-классе Japan Airways и на «файв-о-клок» в знаменитом лондонском отеле Claridge. Владельцы российского бутика также намерены активно сотрудничать с сегментом HoReCa.
Уже налажена работа с сетью Bosco Café и гольф-клубом Agalarov Golf & Country Club, ведутся переговоры с ресторанами высокой кухни, в первую очередь, французской. Все концепции презентуются в Париже, чтобы компания Mariage Freres, которая очень дорожит репутацией, могла оценить уровень каждого заведения.